<<< nektaria@mail.ru>>>

|  CD по некоммерч. ценам  |  Галерея мысли  |  Виртуальный наркотик  |  НЛО <1> >2<  |


Псков



ГАЛЕРЕЯ МЫСЛИ

 








"Давайте не будем искать Святую Русь, давайте будем жить в ней"!

 


"Не человецы спасают Церковь, и ничтоже пользует согласие со враги ея, но Церковь спасает человеки силою Христовою…"! Стихира на хвалит. 27.01 ст.ст./ 09.02 нов.ст. Собор новомуч. и испов. Российских.

 


"Люди делятся на две части: тех, кто с ужасом в отчаянии ожидает конца света и тех, кто среди ужасов не отчаиваясь, уповает конца тьмы" (Георгий Соборов).

 


Синергия
"Для любого народа, поистине, Национальная Идея есть Божий замысел о народе
Она рождается (перестает деградировать, воскресает) в гармонии воли народной и воли Божией через восчувствование, осознание и приятие воли Божественной (и это не только со времен Авраама, так было всегда: каиниты и сыны Божии и т.д.)" (Георгий Соборов).


"Если русский человек победит беса в себе, то внешние враги ему уже не соперники. Внешние напасти - надменные господа - лишь отражения его внутренних проблеем. Своя злоба, предательство своих, своя жадность, своя безжалостность и свое безбожие губит, ослабляет и порабощает его со времен княжеских междоусобиц и татарского ига и до 21 века. Победить зло в самих себе - вот, по достоинству, русская национальная идея! Это - победа! И эта победа в Боге: любите ближнего, позаботьтесь о ближнем, как о своем. Позаботьтесь же друг о друге!" (Георгий Соборов).
    "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13:34)  
     "Не ищи Святую Русь, живи в ней"!
      Но, хоть, воздохни: "Соедини нас в Себе; Ты еси Любовь".

 


Истина - это не то, чем овладевают, истина - это то, чему служат.
"Если бы мы были гностиками или оккультистами, которые своими усилиями и своей аскезой создают свои космогонические системы, мы могли бы сказать о себе, что мы нашли знание и мы овладели им. Но это не так: Истина Сама вторглась в жизнь апостолов и сказала - не идите "против рожна" (Деян. 9:5). Верующий человек не "владеет" Истиной, он служит Ей". ("Дары и анафемы..." Диакон А.Кураев).

 

"Истина - как Бог - одна! И постижение ее возможно только путем откровения". (Георгий Соборов).

 

Научное знание.
"Мало кто знает, как много надо знать для того, чтобы знать, как мало мы знаем..." (Академ. Г. Наан).

 


"Человек - тот, кто познал себя". (Алфавитный Патерик).

 


"Человек потерял доступ к Бытию и с горя начал познавать познание". (Н. Бердяев).

 


Что такое любовь?
"Это понятие (лучше сказать - познание) не сводимо и не определимо через другие наши понятия ибо она пребудет, если "и языки умолкнут, и знание упразднится"! Объяснить, что такое любовь - все равно, что объяснить: что такое Дух, что такое Бог. Можно лишь говорить о ее проявлениях, можно лишь чувствовать, ощущать ее в себе, иметь опыт соприкосновения с нею или же ею жить:

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1-е Кор. 13:4-8), "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас; нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15: 12).
(Георгий Соборов).

 


"Бог есть реально существующий и неизменный, личностный идеал добра, истины и красоты и конечная цель духовных устремлений человека". (А.И. Осипов "Путь разума в поисках истины"). "Бог есть Любовь" (1 Ин. 4:8).

 


"Выбором веры человек свидетельствует о себе, кто он есть и кем хочет стать". (А.И. Осипов "Путь разума в поисках истины")

 

Вера и фанатизм. В чем отличие фанатизма от глубокой сильной веры?
"В фанатизме нет любви. Движущая мучительно-жгучая сила фанатизма - страсть (очень сильная страсть или пристрастие), а зачастую - смесь нескольких возобладавших человеком страстей. И фактически, таким образом, фанатизм есть идолопоклонство. Любовь - вот принадлежность великой, подлинной веры. И эта любовь готова распять себя ради ближних. Фанатизм же готов распять любовь и принести в жертву все ради своих страстей (пристрастий). Например: ради «кумира», идеи, власти, богатства, блуда, честолюбия, гордыни, культа, мести, ненависти… Человеколюбия же ведать не желает". (Георгий Соборов).
"Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1Ин.4;16)

 


"Идолом для человека может стать любая страсть: телесная, душевная или духовная. И в этом смысле был прав Тертуллиан, когда писал: "Величайшее злодеяние рода человеческого, заключающее в себя все другие злодеяния, злодеяние, составляющее причину осуждения человека, есть идолопоклонство". (А.И. Осипов "Путь разума в поисках истины").

"ИДОЛ - изваянье мнимого божества; истукан, пагода, кумир, болван. Идолы греков были изящные мраморные изваянья; идолы калмыков, китайцев - литые медные уроды; идолы самолдов - резные деревянные болваны. *То, что любим страстно, безрассудно, кому или чему поклоняемся, как божеству. Иногда бранное: болван.
КУМИР - изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан или болван. *Предмет бестолковой любви, слепой привязанности. *Поклоняться: мамоне, мирскому, великим мира сего".
(По: В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка) "Кумир - олицетворение страсти". (Георгий Соборов).

 


"Основополагающим христианским критерием в оценке свобод является страх любви, боящейся причинить какой-либо моральный, психический, физический или иной вред человеку (обществу, государству). Он является верным стражем и правильного отношения к вещам, к природе, ко всякого рода деятельности". (А.И. Осипов "Путь разума в поисках истины").

 


"Христос, введенный в сердце верою, восседает в нем миром и радостию". (Праведный Иоанн Кронштадтский).

 


"Что такое счастье? Это очень простое понятие, которое можно выразить в двух словах: гармония и полнота. Или: наиболее полное соответствие (т.е. идеал). 
Гармония отношений, чувств, мыслей, соответствие желаний и возможностей, потребностей и средств их удовлетворения, целей и достижений и т.д...
В падшем мире полнота гармонии невозможна! Путаница в самых основополагающих принципах своего бытия, утеря подлинного идеала или его подмена - причина большего числа человеческих бед... Раскаяние (покаяние) сближает человека с Богом, идеалом, возвращая в жизнь утраченную гармонию в максимально возможной полноте". (Георгий Соборов).

"Счастье - не вещь и не пакет услуг, на блюдце его не подашь. Счастье каждого - это усилие к достижению гармонии с Богом, с собственной душой, с совестью, с окружающими и внешним миром. Это способность, среди ревущих стихий мира, найти и войти в созвучие с негромким, чистым, ненавязчивым голосом высочайшей из гармоний - Словом Божием (Оно, слава Богу, все еще звучит в мире)". (Георгий Соборов).

"17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, 18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, 19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, 20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем". (Ефес. 1 гл).

 


"Душу злую Бог не может насильно ввести в Свое Царство любви. Требуется ее изменение. И пока она не изменится, будет мучима тем злом, которое пребывает в ней. Страдания человека порождает дисгармония духа человека с Богом, являющимся "Законом" нашего бытия (см.*). В этом заключается основная причина всех бед человеческих". (* Как в физическом мире пренебрежение законом тяготения приводит прыгающего с третьего этажа к печальным последствиям). (А.И. Осипов "Путь разума в поисках истины"). (Покаяние - метаноия (греч.) - изменение).

 


Геометрический ПРИНЦИП ГАРМОНИИ -
"Золотое (Божественное) сечение":
Целое ТАК относится к большей своей части, КАК большая часть относится к меньшей.

"Золотое" духовное правило:
"Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". (Лк. 6:31).
"Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга". (Ин. 13:34). "Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо,
КАКОЮ мерою мерите, ТАКОЮ же отмерится и вам". (Лк. 6:38). 

"... и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим..." (Мтф. 6:12 "Отче наш")

"Чем я должен быть для другого, тем Бог является для меня..." (М. Бахтин).

"Если бы геометрия противоречила нашим страстям, нашлось бы немало людей, которые стали бы оспаривать твердость ее доказательств" (Г. Лейбниц).

 



"Высшая степень духовного совершенствования определяет вещи, близкие по своей высоте к вещам Горнего Мира, почему достигают ее очень и очень немногие. Здесь в меру возможности духовный подвижник достигает полного бесстрастия. В его естестве водворяется полная гармония, - состояние, называемое святыми отцами «союзом трех богословских добродетелей»: веры, надежды и, в особенности, любви." (Прот. Борис Николаев. "Духовная жизнь, как предначатие жизни вечной").

 


Что есть жизнь вне общения с Богом? Это: "сонное царство бездействующего самоуслаждения живых существ". (Прот. Борис Николаев. "Духовная жизнь, как предначатие жизни вечной").

 


«Нет подлинно ничего в мире, что не портилось бы от бездействия. Так вода стоячая загнивает, текущая и всюду разливающаяся сохраняет свою доброту; и железо, лежащее без движения, становится слабее и хуже и точится большой ржавчиной, а находящееся в деле становится полезнее и красивее, блистая нисколько не хуже всякого серебра; и земля, остающаяся в покое, как всякий может видеть, не произращивает ничего хорошего, но дурные травы, терние, волчцы и бесплодные деревья, а получающая возделывание, обильно производит питательные плоды. Вообще сказать, всякое существо от бездействия портится, а от свойственной ему деятельности становится полезнейшим.» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 189).

  

"Все доброе, что только можете делать, делайте". (Из наставлений прп. Иоанна Лествичника мирянам, оплетшимся мирскими попечениями. Лествица. Ст. 1, 21).

 


"В труде, как в монашеском, так и в мирском, совершенно необходима бескорыстная помощь друг другу, и особенно старым и немощным. Должны есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати (Рим. 15, 1)." (Прот. Борис Николаев. "Духовная жизнь, как предначатие жизни вечной").

 


"Всяким нашим прикосновением к внешнему миру, к одушевленной и к неодушевленной твари мы выражаем свое отношение, которое должно быть пронизано бескорыстной любовью, согревающей, питающей и одухотворяющей его". (Прот. Борис Николаев. "Духовная жизнь, как предначатие жизни вечной").

 


"Можно стать христианином и при этом в итоге разминуться с Христом, - если в светильнике твоей души, в твоей жизни масло ревности по Богу выгорело слишком быстро, если молитвенное горение первых времен жизни со Христом ты затем незаметно растерял и к концу своей жизни стал обычным теплохладным обывателем, который словами говорит о Христе, но никого не греет своими делами". (К притче "о десяти девах", "Дары и анафемы..." Диакон А.Кураев).

 


"Не обольщайся богопознанием и богопочитанием нынешних христиан, у которых на языке исповедание Бога, а в сердце безбожие. Показывай богопознание и богопочитание твое делами твоими, а не одними словами". (Св. Тихон Воронежский).

 


"Особая опасность любостяжания в том, что оно быстро и незаметно превращает человека-христианина в торговца, который не творит, а продает добро". (Прот. Борис Николаев. "Духовная жизнь, как предначатие жизни вечной").

 


"Пусть ни земля, ни море не приносят нам в дар дорогой грязи - так научился я величать предметы роскоши. Не будем стараться превзойти друг друга невоздержностью тогда, когда другие терпят нужду". (Святитель Григорий Богослов. Из Рождественской проповеди).

 


"Кто держит себя как должно, тот трудится, себя не жалея, себе внимая и возгревает в сердце религиозные чувства. Как только начнет он оттягивать от трудов по богоугождению, тотчас за сим следует блуждание мыслей и охлаждение сердца. Если не остановится, то быстро ниспадает в нерадение и беспечность, нечуствие и рассеянность. Это паралич душевный, или погружение души в смерть"  (Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Письмо 86)

 


"Итак, ясно, что без ревности христианин - плохой христианин, вялый, расслабленный, безжизненный, ни тепел, ни хладен, - и жизнь такая не жизнь. Сие ведая, потщимся явить себя истинными ревнителями добрых дел, чтобы быть истинно угодными Богу". (Феофан Затворник).

 


"Собственно сама в себе  деятельность духовно не является целью и не имеет веса: "Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?..." (Еккл. 1 гл. 1-3 ст.). Но (относительно) лишь та деятельность  ценна, которая преображает душу. И из всех ее видов лишь только одна деятельность имеет абсолютное духовное значение и вес перед масштабом вечности - покаяние. И начало покаяния - вера: "Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал". (От Иоанна 6:28-29). "А без веры угодить Богу невозможно..." (Евр. 11:6).   (Георгий Соборов).

"Добрые дела являются не целью, а средством исполнения величайшей заповеди о любви". "Исполнение заповеди о любви к ближнему открывает человеку его страсти: человекоугодие, самомнение, лицемерие и прочее, открывает ему, что ни одного доброго дела он не может совершить без греха. Это смиряет человека и приводит к Христу". (А.И. Осипов "Путь разума в поисках истины").

"Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что". (преп. Иоанн Пророк).

 Не может уверовать (раскаяться) не сознающий своих грехов, своей немощи:
"Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою...". "Несчастен тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою: ему не нужен Христос". "Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния". (Свт. Игнатий (Брянчанинов) "Отечник").

 

"Не ищи совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его; оно таинственно таится в Кресте Христовом". (Свт. Игнатий (Брянчанинов) "Отечник")

 


"Большей частью древа добродетелей, не основанные на животворной глубокой почве Христовых заповедей, бывают изнутри источены червем тщеславия и лицемерия. Особенно часто мы, сами того не замечая, получаем стимулы и силы для совершения видных и значительных дел от тайного желания иметь похвалу и славу от людей. Это так глубоко сидит в нас, так часто, так повсеместно встречается в людях, что можно точно сказать: редкое дело наше бывает чисто от этой фальши. И это не так легко увидеть в себе... Так и фарисей погубил все добрые дела свои". (АРХИМАНДРИТ ЛАЗАРЬ "О ТАЙНЫХ НЕДУГАХ ДУШИ").

 


"Таково свойство всех телесных подвигов и добрых видимых дел. Если мы, совершая их, думаем приносить Богу жертву [!], а не уплачивать наш необъятный долг, то добрые дела и подвиги соделываются в нас родителями душепагубной гордости". (Свт. Игнатий (Брянчанинов) "Отечник")

 


"Когда бы добрые дела по чувствам сердечным доставляли спасение, то пришествие Христово было бы излишним". (Препп. Варсануфий и Иоанн. "Руководство к духовной жизни").

 


"Хотя самые прекрасные дела могут не приносить душе никакой пользы и даже вредить ей, но и без внешних дел, без понуждения себя к душеполезным подвигам и трудам никак нельзя, и внутренняя жизнь без этих дел быть не может. Необходимо нащупать, отыскать ту священную и таинственную связь между внешним и внутренним, когда то и другое будут дополнять и подкреплять друг друга, и это тоже приобретается через опыт, через молитву, дается ищущему и просящему благодатью Божией. Для того, чтоб наши дела достигали главной цели, т. е. исправляли, врачевали нашего внутреннего человека, а не были бы бессмысленным ударением по воздуху (1 Кор. 9, 26)..." (АРХИМАНДРИТ ЛАЗАРЬ "О ТАЙНЫХ НЕДУГАХ ДУШИ").

 


"Не добродетели и подвиги сами по себе приносят человеку благо Царствия Божия, которое "внутрь нас есть" (Лк. 17:21), но происходящее от них смирение. Если же смирение не приобретается - бесплодны и бессмысленны все подвиги, все добродетели. Но научает человека смирению только труд исполнения заповедей Христовых. Так выясняется одна из сложных богословских проблем о соотношении веры и добрых дел в вопросе спасения". (А.И. Осипов "Путь разума в поисках истины").

 


"На что способны верующие, исполненные высокого мнения о своем достоинстве, о своем служении Богу и людям, показывает пример отношения к Христу внешне праведных, но сгнивших духовно первосвященников, фарисеев, книжников. Спаситель не просто отвергнут был ими, но и предан жесточайшей казни. По-видимому, нет вопроса в том, насколько “богоугодна” была их социальная деятельность. Данная иллюстрация дает ключ к пониманию и деятельности любого христианина и любой христианской церкви". (А.И. Осипов "Путь разума в поисках истины").

 


"Голубое окно и льющийся из него свет - и сразу прикосновение к "радости и миру в Духе Святом". Как бы ни была Церковь больна, как бы ни огрублялась, ни обмирщалась ее жизнь, сколько бы ни торжествовало в ней "человеческое, слишком человеческое", только через нее просвечивает этот свет Царства Божия. Однако видеть его, "наслаждаться" им можно только в ту меру, в какую внутренне отрешаешься, освобождаешься от "себя" в Церкви, и это значит - от "гордыни", от ее узости и тесноты..." (Прот. Александр Шмеман. ДНЕВНИКИ 1973-1983. Москва: Русский путь, 2005).

 


"Люби Бога и делай, что хочешь". (Блаж. Августин). [Первое - необходимое условие для второго!]


""Хороша свобода, соединенная со страхом Божиим" (Преподобный Варсануфий Великий)
- вот та христианская максима, в свете которой могут правильно пониматься все свободы, права и обязанности человека, в том числе и религиозные свободы.
  Свобода же, не “ограниченная” любовью страха Божия, ставшая над любовью, убийственна для человека. Она приводит к самым отрицательным последствиям прежде всего, к духовной и нравственной деградации общества, к идейному анархизму, материализму, антикультуре и т. д. Там, где во главу угла поставлена свобода без любви, не может быть подлинной свободы личности, ибо “всякий делающий грех, есть раб греха” (Ин.8;34). И рабство духа является самым тяжелым для человека, причиняющим ему наибольшие страдания". (А.И. Осипов "Путь разума в поисках истины")


"Велика свобода - быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода - не быть в состоянии грешить". (Блаж. Августин).

 


"Я думал: как можно быть рабом Бога? А потом понял: поскольку Бог есть Любовь, то это значит - быть рабом Любви". (Борис Гребенщиков)

 


Что есть Христовы заповеди по своей сути? Ведь они - не приказ полководца и не указ правителя мира своим подчиненным. По своей сути они - Божие откровение о нас самих, о том, какими мы можем (а значит и призваны) быть. Исполнением и олицетворением этого откровения явился Христос. Во Христе восстанавливается гармония отношений между Богом и человеком. (По: митрп. Антоний (Сурожский))

 


Закон духовно-нравственной последовательности или о "сродстве между собой как добродетелей, так и пороков":
"По причине этого сродства, произвольное подчинение одному благому помыслу влечет за собой естественное подчинение другому благому помыслу; стяжание одной добродетели вводит в душу другую добродетель, сродную и неразлучную с первой. Напротив того, произвольное подчинение одному греховному помыслу влечет невольное подчинение другому; стяжание одной греховной страсти влечет в душу другую страсть, ей сродную; произвольное совершение одного греха влечет к невольному впадению в другой грех, рождаемый первым". (Свт. Игнатий (Брянчанинов) "Творения" Т. 1-5)

"Премудрый Господь благоволил, чтобы мы снедали в поте лица хлеб духовный. Установил Он это не от злобы, но чтобы не произошло несварения и мы не умерли. Каждая добродетель есть мать следующей за ней. Если оставишь мать, рождающую добродетели, и устремишься к взысканию дщерей, ..., то добродетели эти становятся ехиднами для души. Если не отвергнешь их от себя, то скоро умрешь [!]". (Преподобный Исаак Сирин)

"Опасно преждевременное бесстрастие! Опасно преждевременное получение наслаждения Божественною благодатию! Дары сверхъестественные (преждевременные) могут погубить подвижника, не наученного немощи своей". (Препп. Варсануфий Великий и Иоанн. "Руководство к духовной жизни").

 


"Сохранить правильное, кроткое, безропотное, молитвенное внутреннее свое состояние, сохранить сердце от скверн беснующегося мира, не изменить Православию - вот немалый подвиг в наше время". (Серафим Роуз).

 


"Бесплодное древо греха, растущее в нас, прикрывает себя обильным лиственным покровом и суть этого покрова - рассеянность и многозаботливость. Но грех не довольствуется одним этим лиственным покровом. Грех сам из себя создает некоторый непроницаемейший покров, наподобие стоячей мутной воды, куда погружает свое древо с его листвием. Этот покров слагается из неведения, нечувствия и беспечности... И что бы вы ни предпринимали для вразумления такого грешника, все напрасно. Он глубоко сокрыт в грехе, как в море. Производите сколько можно сильнейшие звуки над водою, - кто в воде, ничего не услышит. Поражайте чем вам угодно нерадивого грешника, он не смутится нисколько. Изобразите пред ним его собственное состояние, он скажет: это не я. Представляйте ему крайнюю опасность, от которой он недалеко, он будет уверять вас, что это не до него касается; возбуждайте его от усыпления, он не устыдится провозгласить: Я ДЕЙСТВУЮ!"
(Взято из: Епископ Феофан. Проповедь субботняя 1-й недели Великого поста).

 


"Все это - от ложной, губительной предпосылки, что религия должна выражаться в чем-то "религиозном", в какой-то религиозной "деятельности", тогда как единственное подлинное выражение ее - "праведность, мир и радость в Духе Святом" (Рим. 14:17). И ничего другого не надо даже искать, ибо одно это и выражает, и являет, и действует. У Церкви только две задачи: быть причастием Духу Святому и являемому и даруемому Им Царству будущего века, свидетельствовать об этом перед "миром сим". А большинство верующих не принимают ни того, ни другого, и вот остается "церковная деятельность"". (Прот. Александр Шмеман. ДНЕВНИКИ 1973-1983. Москва: Русский путь, 2005).

 


"Грех разбивает единство людей с Богом, с миром, с ближними и с самим собой". (По: д. А.Кураев "Школьное богословие - Культура, как жемчужина")

 


"Всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия". (Авва Дорофей)

 


Из творений святых отцов (По: архим. Лазарь "О ТАЙНЫХ НЕДУГАХ ДУШИ"):

"Грехи очищаются покаянием, слезами и терпением обид в духе кротости. Поэтому не уклоняйся от обид, не лишай себя венцов, не беги от исцеления души! Кто оправдывается и старается доказать свою правоту (невинность), тот, может быть, и наведет справедливость, но только тем разрушит планы Божии об исцелении его души".

 


"Чтобы иметь успех в борьбе со страстями, нужно позаботиться иметь опытного наставника, не ласкателя, а справедливого. И в земных науках требуются наставники и долгое обучение, так можно ли обойтись без них в самом трудном и великом деле Небесном? Перед духовником благоговей, как перед слугой Божиим или ангелом, но не привязывайся к нему по-человечески, руку целуй, как икону или язвы Христовы, лишнего с ним не говори, тем более не шути, не старайся возбудить его расположение: ведь он дается не для дружбы, а для спасения души. Бойся же его развлекать или соблазнять. Плохо, если привяжешься к нему и он заслонит собою образ Христа в твоем сердце. Для этого держи в памяти его наставления, но не черты его лица, иначе получишь не врачевание души, но вред".

 


Свв. Антоний Великий и Иоанн Лествичник говорят, что когда мы в намерении и разуме смиренномудрия желаем покорить себя ради Господа и без сомнения вверить спасение наше старцу, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассмотреть и испытать и, так сказать, искусить своего кормчего, т. е. старца, чтобы не напасть нам вместо кормчего на простого гребца, чтобы не напасть на больного вместо врача, чтобы не напасть нам вместо бесстрастного человека на человека, обладающего страстьми, чтобы не попасть нам в пучину вместо пристани, т.е. в погибель вместо спасения, и, таким образом, чтобы не найти нам готовой погибели.

 


"Возразят: вера послушника может заменить недостаточность старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению апостола" (2 Сол. 2:10-12). (Препп. Варсануфий Великий и Иоанн. "Руководство к духовной жизни").

 


"Как же вы доверите свою душу и всю жизнь человеку малоизвестному, неопытному? Чему научит вас, когда сам не имеет понятия о духовничестве и тем более опыта? Если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму".

 


"Всякий духовный наставник должен приводить души к Христу, а не к себе... Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению перед учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния... Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу... Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог... И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи". (Еп. Игнатий (Брянчанинов) "Отчник")

 


"Если же руководитель начнет искать послушания себе, а не Богу, - не достоин он быть руководителем ближнего! - Он не слуга Божий! - Слуга диавола, его орудие, его сеть! "Не делайтесь рабами человеков" (1 Кор. 7:23), - завещает апостол". (Еп. Игнатий (Брянчанинов) "Собрание писем").

 


Истинные духоносные старцы иссякают потому, что нет истинных послушников. (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)).

 


>> Слово диакона Андрея Кураева в честь Рождества Христова на концерте «Рок к Небу»...

 


>> Существенные отличия православия от протестантизма...

 


>> Этюд о толерантности...

 


"Медики говорят, что если у человека есть какой-либо орган, то в природе есть и болезни, характерные именно для этого органа. К этому можно добавить, что раз у человека есть душа - то есть и болезни, поражающие душу". ("Школьное богословие. Взрослым о детской вере." д. А.Кураев).

 


О материализме:
"Странное мировоззрение. Если нет души, духа, Бога, то нет и личности (ибо личность - дух), свободы, права, морали, суда, по(про)ступка, достижений, деяний, чести или позора, вообще понятия правды. Все, что в этой системе взглядов можно сказать о любом действии (бездействии) любых объектов (люди то или предметы) - это безответное, как стихия: ТАК ВЫШЛО! Ибо эти бездушные тела всей совокупностью своих частей, атомов и молекул, следуя результирующей всех действующих во вселенной физических полей, химических реакций, внешних импульсов и пр., просто не могли в данный момент оказаться в другом месте, в другом положении. Как песчинки в море, как облака на небе, как бильярдные шары на столе, но нет игрока, нет наблюдателя - во всем лишь закон сохранения импульса. Бессмысленный - как не имеющий цели - круговорот веществ в природе, не более. В точности по псалму: "Не тако нечестивые, не тако: но яко прах, его же возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных" (Пс. 1:4)". (Георгий Соборов).

 


"Человек, ты живешь один раз и тебя ожидает вечная смерть!" - этим утверждением атеистическое учение особенно резко контрастирует с христианским: "Человек, ты живешь один раз и тебя ожидает вечность. Поэтому избери сейчас, свободно и сознательно, совесть и правду нормой твоей жизни!" (А.И. Осипов "Путь разума в поисках истины").

 


"Разве Бог только мысль в твоей голове или Он часть тебя самого? Разве Христос - это только имя, о котором ты некогда читал в книге, когда учился в школе? Я вижу Истину. Да, я вижу свет, и я изменил свои пути". (Куплет из песни "После Вечности", солист Оззи Осборн (1971 г.)).

 


"Вы никогда не общались со смертным. Смертны нации, культуры, произведения искусства. Но шутим мы, работаем, дружим с бессмертными, на бессмертных женимся, бессмертных мучаем и унижаем". (К. Льюис).

 


Что такое смерть?
  Смерть - это совсем не гроб, не балдахин, не черная повязка на руке, не могила в глине. Смерть - это когда росток жизни нашей вылезет на поверхность земли и станет под прямые лучи Божиего солнца. Умереть, и прорасти зерно жизни должно еще здесь, в земле. Это так называемое в Евангелии “рождение духом”, “второе рождение” человека. Смерть же тела есть оставление ростком земли, выход из земли. Всякого человека, получившего хотя бы самую маленькую духовную закваску, хотя бы самую незначительную евангельскую жемчужину “внутрь себя”, ожидает совсем не смерть, и даже далеко не смерть.
  Для мертвых же духом, конечно, гробы, могилы, черные повязки - это все реальности. И их духу нельзя будет выйти на поверхность истинной жизни, ибо они на земле для себя, для грехов своих не умерли. Как яйцо, мы закрыты от иного мира тонкой скорлупой тела. И скорлупки наши бьются одна за другой... Блажен человек, который окажется живым, сформированным для будущей жизни организмом. Достойно плача состояние того, кто окажется бесформенной жидкостью... и еще даже, может быть, отвратительной по своему нравственному запаху! Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)

 


Слово Божие - Сын Человеческий - будет судить людей, "Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ин. 5:22), т.к. именно Сын стал человеком, именно Он был "в нашей шкуре". (По: "Дары и анафемы..." Диакон А.Кураев).

 


"Мы - подсудимые.
Но подсудимые необычные - каждому из нас дано право самому составить список тех законов, по которым нас будут судить. Ибо: "Каким судом судите, таким будете судимы" (Мтф 7:2)". ("Дары и анафемы..." Диакон А.Кураев). (**)

"А грех осуждения столько тяжелее всякого другого греха, что Сам Христос грех ближнего уподобил сучку, а осуждение - бревну". (Авва Дорофей).

 


"А как вам кажется, произнося слова молитвы: "Господи, умягчи сердца злых человек, восстающих на мя", - не о самих ли себе мы произносим эту просьбу? Или негодуя, недоумевая о кающемся разбойнике, распятом одесную Иисуса Христа и получившем от Него обещание: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю", - не хотим ли увидеть, признать в образе этого разбойника нас самих? Ведь и мы перед правдой Божией очень во многом преступники! Но слава Богу, дающему нам возможность найти покаяние!". (Георгий Соборов).

 


"Хорошо, если человек понимает смысл Писания - но еще лучше, если он просто кается, читая Слово". (Святитель Григорий Богослов).

 


"С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины..." (2 Тим. 2:23). (Покаяние - метаноия (греч.) - изменение).

 


В Библейском тексте, как и в иконе, обратная, по сравнению с художественным текстом, перспектива и динамика: не мы входим в него, а он в нас. "Евангелие, как и икона, не просто "повествование" или "иллюстрация", но живая проповедь, вызов, обращенный к человеку". (По "Школьное богословие. Взрослым о детской вере." д. А.Кураев).

 


Как найти покаяние?
"Видя в Закхее желание встречи, Христос обратился к нему. Желание человека прибавляет ему роста. Желание может возвысить человека и сделать его открытым для Встречи с Творцом. Желание может обновить его жизнь..." ("Школьное богословие. Взрослым о детской вере." д. А.Кураев).

 


"В тайне слез христианских содержится главная тайна христианского воздействия на мир: ими преобразовало оно историю. Не бичами, не кострами, не тюрьмами: все это - бессилие тех, кто не умел плакать". (Василий Розанов).

 


"Если Ветхий Завет говорил "делай" или "не делай", то Новый Завет говорит: "Будь". "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мтф. 5:48)". ("Школьное богословие. Взрослым о детской вере." д. А.Кураев).

 


>> Моисей и мессия...

 


"Ветхий Завет повествует, как Бог искал человека. Новый Завет, вплоть до Пасхи, нам говорит, как далеко пришлось пойти Богу. . ." ("Школьное богословие. Взрослым о детской вере." д. А.Кураев).

 


О богоборческой сути буддизма:
"Бог привел все сотворенное от небытия к бытию и каждую личность призывает к уподоблению Божественной Личности Иисуса Христа, буддизм же имеет своей целью уход от бытия для растворения в небытии - нирване и уход от личного для растворения в безличном. Это идеал буддизма, направленный против воли Творца". (Георгий Соборов)

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. (Быт. 1:31) Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (От Мтф. 5:48) Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. (От Иоанна 13:34)

 


"Последовательный мистицизм освобождает представление о Боге от всех личностных атрибутов, остается "голая" и чистая бесконечность". (Ф. Гейлер "Молитва").

 


"Истоки мистицизма всюду одни и те же - это гордость, страстное стремление человека проникнуть в тайны духовного бытия и получить власть над ним, искание высших наслаждений, экстаза". (А.И. Осипов "Путь разума в поисках истины").

 


 

ДРУГ! ПОМНИ! Если ты просишь колдуна, мага, ворожею ("бабку") помочь, навредить, приворожить, наслать порчу, даешь им деньги - ты становишься соучастником бесов! (Со всеми вытикающими последствиями).




"Каким же образом вы мои сотрудники (соучастники)? Вы присылаете мне все, что потребно, заботитесь о мне: ибо кто содействует и всячески помогает трудящемуся в чем-либо добром (или худом), тот делается сотрудником его. Таким же образом делаются соучастниками в наградах мучеников, имеющие попечение о мучениках; в наградах, ожидающих подвижников, устраняющие от них попечения мирские; в наградах, предоставленных учителям, охраняющие их от развлечений". (Блаженный Феофилакт (Болгарский) "Толкование на Послание св. ап. Павла к Филипийцам").

 

 


"Христианство не о культуре, но оно не может не "рождать" культуру, поскольку оно есть целостное видение Бога, человека и мира. Отрываясь от "культуры", оно либо "клерикализируется" (религия, а не жизнь), либо же изменяет себе, "сдается" культуре". (Прот. Александр Шмеман. ДНЕВНИКИ 1973-1983. Москва: Русский путь, 2005).

 


"Христианство не требует оставить все земное. Оно требует оставить одно - грех, то есть зло: все то, что разрушает, опустошает душу, несет душе смерть. И если человек - художник, музыкант, режиссер, я думаю, что постепенно он, если не оставит, то преобразит свое творчество... Если же человек пожелает остаться в мирском искусстве, он, став христианином, исключит из него греховные мотивы". (Иером. Сергий (Рыбко)). 

 


"Художник - это человек, могущий воспринимать другим невидимые и неслышимые звуки и свет. Он берет их и кладет на холст, бумагу. Получаются краски, ноты, слова. Звуки и свет как бы убиваются. От света остается цвет. Книга, картина - это гробница света и звука. Приходит читатель или зритель, и если он сумеет творчески взглянуть, прочесть, то происходит "воскрешение" смысла. И тогда круг искусства завершается. Перед душой зрителя и читателя вспыхивает свет, его слуху делается доступен звук. Потому художнику или поэту нечем гордиться. Он делает только свою часть работы...
Люди только убивают слова и образы Творца, а затем от Него полученной силой духа оживляют их. Большое искусство - слово убивающее и воскрешающее (Псалмы Давида), но путь к этому искусству лежит через личный подвиг художника, это путь державы, и один из многих тысяч доходит до цели". (Преп. Нектарий Оптинский).

 


"Поэты и художники, которые удовлетворялись только восторгами, получаемыми от искусства, подобны людям, дошедшим до портика Царского дворца, но не вошедшим внутрь чертога, хотя им и предлагали". (Преп. Варсонофий Оптинский).

 


"Душа моя с детства объята любовью к изящному. Я чувствовал, как она воспевала какую-то дивную песнь Кому-то великому, чему-то высокому, воспевала неопределенно для меня самого. Я предался изучению художеств, посвятил им всю жизнь мою. Как видишь, я уже достиг зрелых лет, но не достиг своей цели. Это высокое, перед которым благоговело мое сердце, Кого оно воспевало, еще вдали от меня. Сердце мое продолжает видеть его, как бы за прозрачным облаком или прозрачною завесою, продолжает таинственно, таинственно для самого меня, воспевать Его: я начинаю понимать, что тогда только удовлетворится мое сердце, когда его предметом соделается Бог". (М.И. Глинка).

 

 


"Даже если мы не можем, живя, хоть в чем-то не погрешать, важно чтобы у нас сохранялось покаяние, сознание греха, как такового, и потребность в Спасителе. Поэтому, как мне кажется, необходимо подрастающему поколению и современному обществу максимально раскрыть, восстановить в сознании понятие греха (объяснить, хотя бы, что это такое и откуда идет), способность видеть свой грех, умение бороться и побеждать тяжкие состояния уныния, отчаяния, тоски, озлобленности без всяческих виртуальных терапий и наркотиков, но имея вкус к живому, к глубине, к смыслу, к глубокой живой связи (в т.ч. - молитве), т.е. иметь настоящую жизнь (не фантазии)! Для привития же этого вкуса надо суметь в церковных СМИ отойти от "лубка", от идеологической болтовни и криков, которыми легко подменить ощущение жизни, от "отчетов о проведенной мною деятельности" и приторной общефразности перейти к выражению настоящей глубины жизни (жизни иного бытия, но здесь и сегодня), найти, нащупать, затронуть, зацепить эту глубину человека, который живет сегодня (а сущность этой жизни от века та же - Бог). Если слово (логос) служителей Слова (Логоса) окажется невнятной болтовней, если они в самих себе не смогут обнаружить, разглядеть реальность иноприродной жизни, то жизнь зачахнет в потоках слов без силы Слова. Нам бы суметь являть не "умение" в соблюдении ритуала во всех его исторических подробностях, но силу таинства, в него обряженного, подкрепленного настоящей молитвой о настоящих, не абстрактных, людях. Являть не психотерапию, а реальную силу тех средств, которыми может помочь вера, Церковь, покаяние, таинство - благодать. Не заглушать, в качестве альтернативного "опиума", проблемы человека, часто им же самим заботливо в себе культивируемых и смакуемых, а раскрыть в человеке совершенно новую, подлинную - другую (иноприродную!) жизнь. А для всего этого нужно самое главное - наше желание, жажда истинной жизни! Ибо не в Боге и не у Бога проблема, Бог в любой момент способен наполнить жизнью жизнь любого человека, а проблема именно у нас и в нас, в искренности, честности нашего желания, стремления, искания, мышления и решимости жить, а не подменять жизнь ее суррогатом (неким лубком под православие) и не бежать от мук рождения, предваряющих жизнь. Вспомним поэта: "духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился...". Но зрелое желание, зрелая жажда, утончившаяся в смиренном и терпеливом томлении по истине, обретает Серафима! Зрелое желание (т.е. истинное) приносит истинный плод. Незрелое - похоть - приносит незрелые плоды из области виртуального, суррогатного - прелесть (вспомним тут Адама, сидящего в кустах от страха и стыда перед Богом). И жаждет, но не истины: мечты и фантазии, и непременно, чтобы самому быть их центром и сиять в нем. В этом и состоит незрелость (не истинность, гордыня) этой жажды. НАМ надо научиться, чтобы научить ХОТЕТЬ ЖИТЬ ЖИЗНЬЮ. Без хотения, без жажды - пустые слова (пустые СМИ), виртуально-наркотические сны. И помнить, что Бог, придя в нашу жизнь, оказывает на нас двоякое действие: "обличит [наш] мир о грехе и о правде и о суде" (Ин. 16,8), и вместе с тем дарует и "другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины" (Ин. 14,16) - Саму ЖИЗНЬ, наполняющую вечность!" (Фрагмент статьи БУДУЩЕЕ "НАСТУПИТ" ИЛИ "ЗАГРУЗИТСЯ"? см. Виртуальный наркотик).





Будем рады с Вашей помощью пополнить эту коллекцию духовного жемчуга ценными крупицами кратких, но емких мыслей.



<<<nektaria@mail.ru  >>>

|  CD по некоммерч. ценам  |  Галерея мысли  |  Виртуальный наркотик  |  НЛО <1> >2<  |



РАЗМЕЩЕНИЕ ТУРИСТОВ И ПАЛОМНИКОВ В г. ПЕЧОРЫ
+7 963 335-27-30


  Каталог сайтов Пскова «Псковский Топ». Сайты г.Пскова и Псковской области Каталог Православное Христианство.Ру Православное - почтой + Жилье для туристов и паломников в г. Печоры. 5-7 минут ходьбы до Псково-Печерского монастыря. Место для автотранспорта. Образовательно-диаконический проект ПРАВОСЛАВНОЕ ДЕЛО Полезные ссылки Каталог православных сайтов

Яндекс.Метрика